Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 21.11.2017, 20:10
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ Таловская СШ

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ФГОС: основные положения

  ФЕДЕРАЛЬНЫЕ  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ  на сайте Министерства образования и науки РФ  http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 

О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Вопросы и ответы.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования[1].

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»[2]Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования:

должен обеспечивать:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

-преемственность основных образовательных программ начального, основного  и среднего (полного) общего образования;

включает в себя требования к:

-структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы общег ообразования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

-условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

-результатам освоения основной образовательной программы общего образования;

является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускнико внезависимо от форм получения образования.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что федеральный государственный образовательный стандарт общего образования может утверждаться не реже одного раза в десять лет.

Утвержденными Правительством Российской Федерации «Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»[3] предусмотрено,что введение в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также внесение в него изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373.[4]

В соответствии с Федеральным законом № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" [5]:

до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения;

прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года;

обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения п оосновным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

Для обеспечения введения федерального государственногообразовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям : 

создание нормативного обеспечениявведения ФГОС;

создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;

создание организационного обеспечения введения ФГОС;

создание кадрового обеспечения введенияФГОС;

создание информационного обеспечения введения ФГОС;

создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

Мероприятия реализуются в соответствии:

с федеральным планом – графиком  ; 

с региональными планами-графиками (сетевыми графиками, дорожными картами и др.), разработанными на основании федерального плана-графика.

Региональные планы-графики  предусматривают  мероприятия по обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном (уровень образовательного учреждения) уровнях. 

Для обеспечения введения ФГОС   созданы  координационные органы, призванные обеспечить нормативно-правовое,организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введенияФГОС.

 При введении ФГОС должна   организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, егоактуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.   Организовано   обучение работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с  введением ФГОС.    

При введении ФГОС   обеспечены гласность и прозрачность всех действий и процедур,  эффективный государственный и общественный контроль введения ФГОС. 

Вопрос 1. Каковы ключевые особенности ФГОС? 

Федеральный государственный образовательный стандарт –принципиально новый для отечественной школы документ.

Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы,определяет уклад школьной жизни. 

Измениласьструктура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований: 

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательнойпрограммы;

3) к результатам освоения основной образовательнойпрограммы.

Изменилась не только структура, но и методология стандарта.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный  подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требованияк результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

 Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательныхучреждений.

 В требованиях к структуре основная образовательная программа начального общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной  деятельности.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных,учебно-методических).

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы   должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся  и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность,открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Вопрос 2. Каков статус и формат примерной основной образовательной программы? Является ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом? 

На федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе ФГОС разрабатывается и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России примерная основная образовательная программа начального общего образования, содержащая в своей структуре наряду с другими компонентами базисный учебный план (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому базисный учебный план как раздел примерной основной образовательной программы носит рекомендательныйхарактер. 

 Вопрос 3.  Как взаимосвязаны такие документы как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования,  основная образовательная программа, образовательная программа школы и к чьей компетенции относится их разработка?

Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым  и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов закреплены постановлениемПравительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142. Стандарт утверждается и вводится в действие Министерством образования и науки Российской Федерации  (п.п. «в» п. 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов).

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы. 

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (п. 5.1 ст. 14Закона Российской Федерации «Об образовании»).

На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования:основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который  регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Утверждение образовательной программы образовательногоучреждения осуществляется  в соответствии с уставом образовательного учреждения. 

Вопрос 4.  Входят ли в структуру основной образовательной программы рабочие программы по отдельным учебным предметам? И если да, то к чьей компетенции относится разработка рабочих программ по предметам? 

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей  )и другие материалы.

На основании требований ФГОС начального общего образования (п.19.5) программы отдельных учебных предметов, курсов  должны содержать:

1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2)общую характеристику учебного предмета, курса;

3)описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4)описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5)личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6)содержание учебного предмета, курса;

7)тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8)описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы.

Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в  компетенции школы находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы.

Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательного учреждения.

Вопрос 5.  Возможен ли поэтапный (по ступеням общегообразования) переход на ФГОС? Какой нормативный документ определяет сроки перехода на ФГОС?                                Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования,ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования. 

В настоящее время утверждены стандарты для ступени начального общего образования (приказМинобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785) и для ступени основного общего образования (приказ Минобрнауки России от                    17 декабря 2010 года №1897,зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный  №19644).

Стандарт среднего (полного) общего образования после прохождения процедуры независимой экспертизы и общественного обсуждения рассмотрен на Совете Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам и отправлен на доработку. Сейчас стандарт старшей школы находятся в процессе доработки, а значит –  в процессе профессионального и общественного обсуждения.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г.№ 309-ФЗ «О внесении изменений  вотдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебногогода.

Обучение лиц, зачисленных до 31декабря 2010 г,будет осуществляться до завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089.

Поэтому, если дети начали обучение 1 сентября 2010 г. по стандартам 2004 г, то 1 января 2011 г. они не должны переходить на обучение по ФГОС. Обучение по ФГОС они могут начать со следующей ступени общего образования.

Обязательным будет обучение по ФГОС:

на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года;

на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.

Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС : в 5 классах  начиная с  2012/13 учебного года, в 10 классах –с 2013/14 учебного года.

Это возможно в силу того, что стандарты разрабатываются по ступеням обучения, они фиксируют результаты, которые должны быть достигнуты на каждой ступени обучения, что обеспечивает деятельность школ ступеней. И завершив обучение на одной ступени общего образования по стандартам 2004 года, можно начать обучение на следующей ступени по ФГОС.

 

 Вопрос 6.  Предполагает ли ФГОС разработку новых учебников? Можно ли использовать старые учебники при обучении по ФГОС?

Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.

Правила экспертизы учебников остаются прежними; чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников.Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования,усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом.

В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. № 428,зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г., регистрационный № 17623).

В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. При  этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов,ориентированных на формирование как предметных, так и  метапредметных и личностных результатов. 

Вопрос 13. Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС? 

В качестве базовой для реализации внеурочной деятельности может быть использована следующая организационная модель,которая, исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, включает следующие компоненты:

-                   учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования ит.д.);

-                   дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

-                   образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

-                   классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования,общественно полезные практики и т.д.);

-                   деятельность иных педагогическихработников (педагога-организатора,социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого<… Продолжение »

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz